Экспертное мнение

23 сентября 2017

Развитие киносети в России: реальные варианты

15 мая

В развитии кинопроката в России на сегодняшний день немало нерешенных проблем, но две из них выделены Президентом и правительством РФ особо. Это дефицит возможностей доступа к культурным ценностям в т.ч. таким массовым как кино, особенно в небольших населённых пунктах, а также низкая эффективность отечественных фильмов, которые были поддержаны государственными средствами через Фонд кино. Говоря простым языком, жители провинции не могут пойти в кино, потому что у них нет кинотеатров. А российские фильмы, вышедшие в кинопрокат, не могут эффективно отработать вложенные в них средства. И самые очевидные причины этому: российское кино не выдкрживает конкуренции  с кино американским и не имеет возможности найти своего зрителя из-за, опять же, острой нехватки кинозалов в стране.

В 2002 году семь ведущих студий Голливуда заключили соглашение о выпуске своих фильмов в стандарте DCI (Digital Cinema Initiatives) с четырьмя производителями кинопроекционного оборудования: NEC, Christy, Barco и SONY. Таким образом, была задана высокая планка нового стандарта для цифровых киносистем.  Протокол стандарта – изображение, звук и другие данные цифрового фильма – поддерживается форматом DCP (Digital Cinema Package) или D-cinema.

По замыслу Голливуда права для показа фильма в формате DCP реализуются в первую очередь. Релиз этого же фильма в обычном цифровом формате E-cinema (по международной классификации формату E-cinema принадлежат все цифровые фильмы, не отвечающие стандартам DCI, т.е. с меньшим разрешением ТВЧ) может отставать на полгода, и даже год. Ряд крупных компаний-производителей киноконтента могут и вовсе отказаться от реализации прав на кассовые фильмы вне формата DCP.

Российские зрители из малых городов и поселков, тем временем, остаются в проигрыше: им не удается увидеть ожидаемый голливудский фильм в премьерные сроки, или вообще не удается его увидеть на большом экране. Причина этого кроется в высокой стоимости кинооборудования с поддержкой стандарта, продиктованного голливудскими мэйджорами. Сегодня минимальная стоимость проектора с DCP-декодером составляет приблизительно 55 тыс. долларов США. Для сравнения, аналог – проектор без DCP-декодера – обойдется примерно в 10-15 тыс. долларов. Примечательно, что зритель в кинотеатре абсолютно не чувствует разницы в изображении, которое дают DCP  и проектор цифрового формата без DCР-кодировки. А между тем, отличие «входного билета в бизнес» с тем или иным кинооборудованием весьма ощутимо.

Голливудские производители отдают предпочтение DCP по причине его более совершенной защиты от нелегального копирования и, следовательно, эффективной защиты авторских прав. При этом стоимость изготовления копии аналогична стоимости копии в E-cinema формате и значительно дешевле стоимости производства копии на пленке. Таким образом, налицо  преследование участниками DCI собственных экономических интересов. В сложившейся ситуации, по мнению Партнерства Кино Сити и Премьер Зал, российские правообладатели должны не слепо копировать шаги Голливуда, а действовать в интересах российских зрителей.

К счастью, продюсеры российского кино не ограничены договором выпуска фильмов только в DCP, а значит, имеют возможность выпускать фильмы в обычном цифровом формате E-cinema. В регионах в настоящее время существует от 600 до 1000 видеоустановок для воспроизведения этого формата, и они испытывают настоящий репертуарный голод. В этих условиях Партнерство Кино Сити и Премьер Зал уверяет: если появятся российские фильмы, для показа которых не требуется DCP-декодер, одновременно с первым экраном DCP, либо с отсрочкой в 2-3 недели, кинотеатры смогут эффективно ими работать!

Кроме того, возможно открытие нескольких сотен E-cinema кинотеатров в небольших населенных пунктах  – там, где открытие DCP-кинотеатров невозможно по причине дороговизны этой технологии, где количество потенциальных зрителей обратно пропорционально срокам окупаемости кинотеатра.

Партнерство Кино Сити и Премьер Зал убеждено: подобное решение вопроса форматов «убило» бы и второго зайца – стоящую перед правительством РФ проблему популяризации российского кино.

Отечественные фильмы не всегда добираются до своего зрителя, зачастую американские блокбастеры не оставляют им места в репертуаре кинотеатра. Ситуацию усугубляет банальная нехватка киноэкранов в стране. В поддержку российского кинематографа правительство предложило квотирование, ограничение доли голливудских блокбастеров в расписании кинозалов, что, безусловно, пагубно для экономики кинотеатров. Вариантов же решения проблемы доступности кинопоказа и увеличения количества экранов на сегодняшний день, похоже, нет, несмотря на громкую заявку «Единой России» - федеральный проект «Киноклуб: культура, образование, коммуникации».

Предложение Партнерства Кино Сити и Премьер Зал по выпуску отечественных фильмов в обычном E-cinema формате и оборудованию кинотеатров в небольших городах для их проката выглядит актуальным и весьма убедительным в создавшейся ситуации. Дополнительным бонусом от реализации проекта станет снятие угрозы квотирования с существующих кинотеатров первого экрана, а значит, и опасности снижения эффективности их бизнеса.

cinemamarket.pro

 

 

 

Другие новости


3 июня

Сергей Федяков: "Мы работаем на Голливуд"

Директор кинотеатра "Салют" (г. Екатеринбург) Сергей Федяков в интервью нашему порталу - о ситуации на рынке российского кинопроката сегодня и в перспективе, о конкурентной среде в Екатеринбурге, о том, как устоять и продолжать развитие кинотеатру "иного" формата.
23 мая

ПАВЕЛ МОРИ («MORI CINEMA»): В НАШИХ КИНОТЕАТРАХ СТРЕМИМСЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ТОЛЬКО ЛУЧШЕЕ

Бурное развитие бизнеса сети кинотеатров MoriCinema не могло остаться незамеченным всеми участниками отрасли. Увеличение количества залов, сотрудничество с новыми девелоперами, договоры с IMAX и RealD — все это свидетельствует о несомненном успехе. Павел Мори, генеральный директор сети кинотеатров MoriCinema, о самых разнообразных вопросах из жизни отрасли.
15 мая

Развитие киносети в России: реальные варианты

В развитии кинопроката в России на сегодняшний день немало нерешенных проблем, но две из них выделены Президентом и правительством РФ особо – это острая нехватка кинозалов в стране и недостаточное количество места для российского кино в репертуаре кинотеатров.
15 апреля

Подбор персонала: каналы поиска

Руководитель отдела кадров сети кинотеатров "Премьер Зал" Ольга Павлова о выборе оптимальных каналов поиска персонала в кинотеатр.
7 апреля

Квоты, деньги, два пути

Эдуард Пичугин, Президент Сообщества национальных кинотеатральных организаций «Киноальянс», член правления Гильдии Продюсеров России комментирует рассматриваемые Минкультом идеи по поддержке отечественного кино.