Экспертное мнение

24 июля 2017

Сергей Федяков: "Мы работаем на Голливуд"

3 июня

Ниже частично приведена расшифровка видеозаписи интервью Сергея Федякова. Полную версию читайте и смотрите в Community cinemamarket.pro

                О кинопрокате в России

Мнение такое о ситуации на рынке кинопроката России: он похож в своей динамике на то же самое развитие, как  в Европе, как в Америке. Идет укрупнение, как во всем мире, и, так сказать, оказание полного цикла [услуг] – создание фильмов, реклама, прокат, условно говоря, одним и тем же лицом.

В связи с чем я могу сказать это? – компания «Каро», компания «Люксор» - они уже самостоятельно имеют и производящие свои студии, и свои дистрибуционные структуры, и свою сеть кинопроката. Такая же схема в мире существует. В Америке вообще только, по-моему, 3 сети существуют, притом, что там 48 тыс. экранов, а у нас всего 3,5 тыс. экранов.

Поэтому неизбежно укрупнение сети. Оно, условно говоря, в центральной России уже произошло, сегодня идет добор регионами <...>

Даже эти федеральные сети, которые сегодня есть: «Каро», «Синема-парк», «Люксор», «Формула кино», «Кронверк» и пр., – это все тоже временные сети, они все равно будут проданы, и в России, наверное, будут существовать 2 - максимум, 3 сети кинотеатров <...>

                Кинопрокат в Екатеринбурге

На сегодняшний день, если мы перейдем к примеру Екатеринбурга – это очень яркая картинка как раз всего российского кинопроката. До того, как появился первый мультиплекс, в Екатеринбурге существовало 28 кинотеатров однозальных. Сегодня они практически все закрыты <...>

«Салют» остался в этой цепочке единственным старым кинотеатром, который еще будет долго существовать, потому что в свое время он успел войти в коммерческий формат многозальности и, самое главное, оставил за собой момент объекта культуры. Здесь проходят фестивали, премьеры российских режиссеров, в основном, молодых; мы стараемся лучше работать с некоммерческими лентами, часто артхаус у нас появляется, мейнстрим – качественный. Поэтому кинотеатр имеет еще самую высокую посещаемость, несмотря ни на что, и если в дальнейшем такая политика сохранится, «Салют», я думаю, еще лет сто может просуществовать, осуществляя функцию кинопроката.

Сегодня очень серьезная конкурентная ситуация на рынке Екатеринбурга существует: 19 кинотеатров / 96 залов – это без открытия нового «Люксора», без открытия в Пассаже мультиплекса, без открытия «Синема-парка» в Гагарин-молле. Сегодня мы занимаем первое место в стране по количеству экранов на душу населения. Самая конкурентная среда – у нас; Москва, по-моему, на пятом месте. Поэтому особенность развития кинопроката в Екатеринбурге сопряжена с этой конкурентной ситуацией <...>

                Будущее кинопроката

<...> мнение великих – Кэмерон, Лукас – они утверждают, что будут сниматься только супер-блокбастеры, т.е., не просто блокбастеры, а супер-блокбастеры типа «Аватар», которые будут выходить 2-3 релиза, максимум, в год. Они будут выходить только в кинотеатрах, и люди будут ходить только туда, только на это кино. Его нельзя будет посмотреть в телевизоре или в Интернет. <...>

Так будет выглядеть кинопрокат в ближайшие 10 лет: кинотеатры останутся, в кинотеатрах будут идти только супер-блокбастеры, их будет мало, они будут идти долго. Эта тенденция прослеживается сегодня в Америке. Есть блокбастеры по 100 млн. долларов, которые мы называем средними, которые, в принципе, убыточны и не зарабатывают. В Голливуде же коммерсанты, они посчитали, что это не выгодно. [Выгодно] делать только очень хорошие блокбастеры, которые сверхдоход приносят. Поэтому, условно, за 250 млн. долларов – это хорошее кино. Поскольку оно затратное, оно будет стоять в прокате месяца три, четыре… пять месяцев, как сегодня они работают. <...>

Мэйджоры – по сути, 6 великих мейджоров – разделили между собой 3 сети, т.е., условно, по 2 мейджора на одну сеть. И фильмы, которые они выпускают, идут сроком 3 месяца. Понятно, там другая форма взаимодействия между прокатными [компаниями] и правообладателями фильма, т.е., 20х80, 50х50, 80х20. <...>

                Путь «Салюта»

С одной стороны, это понятно; с другой – где-то, может быть, для таких единичных кинотеатров, как «Салют», это не настолько неинтересно. Но мы и в будущем не хотим входить в какие-то сети – в отношении федеральных сетей, в отношении каких-то правовых, юридических аспектов, что у нас где-то начальник сидит в Москве…

На сегодня мы вошли только в международную сеть «Европа Синема». Она из себя представляет те кинотеатры, которые хорошо работают  с европейским кино, это некий фонд «Eurimages» - Россия входит туда, так же, как и другие страны, сбрасывается деньгами, этот фонд тратит деньги в трех направлениях. Первое, - на производство кино – есть конкурс. На дистрибуцию этих же фильмов, которые фонд поддержал. На продвижение фильмов и производство копий. А также помогает тем кинотеатрам, которые это кино показывают: некая условная [сумма] – 10-15 тысяч евро в год за то, что эта репертуарная политика сохраняется…

Мы можем и не сохранять, можем показывать блокбастеры американские. Но мы любим кино, и независимо от того, есть этот фонд, или нет, наша миссия – культурная; мы этим занимаемся не из-за того, что у нас нет никаких начальников в Страсбурге, - мы просто любим кино. <...>

<...> сегодня можно, не входя в большую сеть кинопроката, оставаться интересным для жителей. Но нам необходима большая история, т.е. мы должны занимать, если о маркетинге говорить, хотя бы  3-4 часа у человека – тогда он сформулирует для себя, что он может сюда прийти, не в торговый центр.<...>

                О перспективах российского кино и работе на Голливуд

У российского кино [будет] очень сильная сторона в одном: если мы сделаем для кинотеатров выгодной ситуацию проката российского кино.

Само государство не помогает кинотеатрам в отношении их развития. Ни один кинотеатр не получил какой-то льготный кредит. Понятно, что мы все-таки освобождены от платы за НДС – это хорошо. Российское правительство освободило цифровое оборудование, на котором мы сегодня работаем, от пошлин, но оно все равно дорогое – то оборудование, которое стоило 5 млн., на сегодняшний день стоит, например, 3 млн. Конечно, идет переоценка, но все равно это очень большая сумма для маленького кинотеатра в каком-то городе небольшом.

Поэтому, чтобы показывать российское кино, надо добавить экраны. Экраны добавить легко, если российский дистрибьютор выпустит кино на DVD. <...>

Можно будет в мгновение – за 3-4 месяца получить сеть в тысячу экранов. Это деньги, которые люди оставят за просмотр российского кино. Это решение внутреннее может быть, сюда не надо никого привлекать. <...>

Но сегодня, чтобы мы попали в фирменный кинотеатр, мы должны сразу же все деньги отдать за границу, потому что ничего не производится в России: ни проекция, ни звук… Даже кресла киношные!..  театральные еще какие-то кресла производят… Даже какой-то экран, который надо натянуть, - это все импортные продукты. <...>

Я говорю, что здесь больше идеологии. Т.е., если государство будет заинтересовано в том, чтобы внедрять в сознание народа некие ценности, которые все-таки должны появиться, - появится общероссийская идеология: кто мы, как и зачем;  и кино будет признано одним из главных носителей этих ценностей, - тогда, наверное, государство развернет всю эту  машину. И появятся производители российского оборудования, появятся дешевые носители для этого кино, появятся совсем другие форматы. Там можно сделать цены немного дешевле, чтобы выдавливать именно маркетингом американские фильмы. <...>

Если мы сделаем кинопрокат государственной задачей, появится и там государственный бизнес. Я понимаю, что там есть свои проблемы – советское время нам это показало – снижается качество обслуживания, еще что-то… но все равно, если государство скажет, что мы заинтересованы, что наш народ должен жить ценностями российскими, а не американскими, которые нам показывают в блокбастерах <...>

Но если мои дети спросят, что я делаю, я скажу: я работаю на Голливуд. То есть, я рискую, допустим, открывая новый кинотеатр, беру кредит. Эти деньги сразу же уходят западному производителю оборудования. Первый же проданный мною билет – 50% уходит в Голливуд. И это делают все. Все работают на Голливуд. Наша страна работает на Голливуд. Вот так, если честно. Можно хоть чем прикрыться, но если посмотреть в корень, то так. Печально, и не только в нашей отрасли так.

 

Другие новости


3 июня

Сергей Федяков: "Мы работаем на Голливуд"

Директор кинотеатра "Салют" (г. Екатеринбург) Сергей Федяков в интервью нашему порталу - о ситуации на рынке российского кинопроката сегодня и в перспективе, о конкурентной среде в Екатеринбурге, о том, как устоять и продолжать развитие кинотеатру "иного" формата.
23 мая

ПАВЕЛ МОРИ («MORI CINEMA»): В НАШИХ КИНОТЕАТРАХ СТРЕМИМСЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ТОЛЬКО ЛУЧШЕЕ

Бурное развитие бизнеса сети кинотеатров MoriCinema не могло остаться незамеченным всеми участниками отрасли. Увеличение количества залов, сотрудничество с новыми девелоперами, договоры с IMAX и RealD — все это свидетельствует о несомненном успехе. Павел Мори, генеральный директор сети кинотеатров MoriCinema, о самых разнообразных вопросах из жизни отрасли.
15 мая

Развитие киносети в России: реальные варианты

В развитии кинопроката в России на сегодняшний день немало нерешенных проблем, но две из них выделены Президентом и правительством РФ особо – это острая нехватка кинозалов в стране и недостаточное количество места для российского кино в репертуаре кинотеатров.
15 апреля

Подбор персонала: каналы поиска

Руководитель отдела кадров сети кинотеатров "Премьер Зал" Ольга Павлова о выборе оптимальных каналов поиска персонала в кинотеатр.
7 апреля

Квоты, деньги, два пути

Эдуард Пичугин, Президент Сообщества национальных кинотеатральных организаций «Киноальянс», член правления Гильдии Продюсеров России комментирует рассматриваемые Минкультом идеи по поддержке отечественного кино.